Цикл музейных занятий «Твоя большая Малая Родина»
«Любовь к Отечеству не возникает на безымянном месте. Её истоки для каждого – малая родина ».
Село Сыченки расположено при речке Аратке на долине, окружённой лугами, топкими трясинами и лесами, в которых водится множество разнородных птиц и преимущественно, так называемых сычей, от имени которых, как говорят сельские старожилы, и само село получило своё название Сычей, Сычи, а позднее «Сыченки».
Село Сыченки до 1714 года было приходской деревней к упразднённому ныне селу Малахову, тогда Арамасского уезда Шатковского стана. Приход Малаховский был очень многолюдный: к нему причислены были три деревни – Ляпня, Сыченки и Глушёнки, да и само село Малахово было большое. Но вот в 1693 году Ляпня, с построением у себя церкви, выделилась в самостоятельный приход. Около того же времени помещики – владельцы села Малахова по известным им причинам развезли до трёх частей крестьян из Малахова в другие свои вотчины, находившиеся в губерниях – Киевской, Воронежской и Смоленской, и церковь в селе Малахове осталась при малом количестве душ. Теперь, с выделением Ляпни и расселением Малаховских крестьян по разным губерниям, самой большой деревней по численности населения в Малаховском приходе стала деревня Сыченки, заключавшая в себе более половины всего прихода. Современная описанным событиям Сыченская помещица Акилина Тимофеевна Ушакова, жившая постоянно в своей Сыченской вотчине и отличавшаяся пламенною ревностию к церкви Божией, решилась воспользоваться численным превосходством своих крестьян в приходе для того, чтобы приходской храм из Малахова был перенесён в Сыченки и тем успокоить как себя, так и своих крестьян от тех неприятностей, какие долго приходилось им выносить от непроходимых и непроезжих, особенно в ненастное время, топких трясин на пути сообщения между Малаховым и Сыченками. В этом своём предприятии она не встретила никаких препятствий со стороны других владельцев – помещиков, таких как их тогда на жительстве в Малаховском приходе, кроме её Ушаковой, никого не было и церковь была перенесена в 1714 году; в Малахове же на месте престола поставлена часовня.
Спустя 47 лет перенесённая из Малахова в Сыченки церковь крайне обветшала и Акилина Тимофеевна, будучи уже в преклонных летах, потщилась на собственные средства соорудить на место обветшавшего новый храм, который и освящён во имя Архимандрита Божия Михаила в 1761 году. До 1835 года он, как по внешнему своему виду, так и по внутреннему убранству оставался без изменения и представлял совершенное подобие простого дома, с тем только различием, что поверх тесовой, не окрашенной, на два ската крыши был утвержден вышиною в полтора аршина тонкий с крестом фонарь; стены внутри и снаружи ничем не обитые и не крашеные, а просто бревенчатые, такие же и потолки внутри вместо купола; иконостас плотничной работы в два яруса, гладкий, без малейшей резьбы и позолоты, окрашенный тёмными красками. Подсвечники и лампады были жестяные и деревянные, а служебные ризы священнослужительские – набойчатые, бахтовые и ситцевые – праздничные. Колокольни не было, а колокола числом пять, весом во всех 30 пудов и 5ф., висели даже и не на столбах, а на козлах.
В 1835 году церковь на средства и усердием прихожан переустроена и благоукрашена: потолки выломаны и возведен купол, к трапезе пристроена колокольня; кровля на алтарь и купол покрыта железом, а на трапезе и колокольне тёсом и обе кровли окрашены мумиею; стены снаружи обиты тёсом и окрашены охрою; сделан новый иконостас вышиною в 4 яруса, окрашенный лазурью, без резьбы, но с рамками около образов позолоченными по гульфарбе. Тогда же вместо жестяных и деревянных подсвечников и лампад приобретены медно-посеребрённые, а ризы священнослужительская вместо бахтовых и ситцевых пошиты парчёвые. В 1852 году тесовая крыша на трапезе и колокольне заменена железною и вся кровля церковная вместо мумии окрашена медянкою, а стены внутри и снаружи белилами и мелом. В 1868 году приобретён в 52 пуда колокол. В 1880 году сооружён новый иконостас с резьбою, позлащённою двойником по гульфарбе, а сам иконостас покрыт кармином.
Со времени открытия прихода причт при Сыченской церкви до 1852 года состоял из 4 членов: священника, дьякона и 2-х причётников; в 1852 году дьяконское место закрыто, а в 1877 году закрыто пономарское место; с 1886 года причёт состоит из священника и дьякона.
Дома у священнослужителей собственные – на церковной земле. Причт как прежде содержится от 36 десятинной пропорции земли, денежных и хлебных доходов от прихожан, без всяких других окладов и пособий, кроме 8 рублей %, получаемых в год по государственному непрерывно-доходному билету с капитала в 200 рублей, вложенного в 1859 году на вечные времена в пользу причта Сыченской церкви Маврою Егоровною Быховец «за поминовение души ея и супруга ея Стефана».
Прихожане села Сыченок по происхождению все без исключения чисто русского племени, по отношению к земле – крестьяне хлебопашцы, по отношению к исповеданию веры – православные (раскольников и сектантов нет). К церкви Божией и к исполнению христианских обязанностей усердны; в обиходной обстановке не богаты по причине малоземельности, что вынуждает некоторых уходить на заработки в низовые губернии, а главное бедны от частых семейных разделов.
В церковно-приходской летописи села Сыченок отмечены два посещения Сыченской церкви Нижегородскими Архипастырями: 1-е Преосвященным Антонием и 2-е Высокопреосвященным Иоаникием. Преосвященный Антоний, благословляя народ, поучал его мирной жизни с причтом, а Высокопреосвященный Иоаникий – неуклонному исполнению христианского долга – Исповеди и святого причастия и закончил архипастырскою благодарностью прихожанам за их твёрдое и неуклонное стояние в вере православной.
Приход Сыченский от самого образования и до 1869 года состоял из села Сыченок и деревень Малахова, Баженовки и Глушёнок, но последняя деревня - с построением в ней церкви – с 1869 года выделилась в самостоятельный приход.
Аполлон Можаровский.
(Из Нижегородских епархиальных ведомостей 1891 №4)
Комментариев 0