Цикл музейных занятий «Твоя большая Малая Родина»
«Любовь к Отечеству не возникает на безымянном месте. Её истоки для каждого – малая родина ».
Глушёнки - в 5 верстах от Сыченок – расположены в глухой, лесной и болотистой местности. По этой глуши дано название и посёлку, образовавшемуся здесь в конце 18 века из переведенцев из-под г.Тулы, переселённых сюда по воле господской. Глушёнцы по происхождению русские, но говорят наречием отличным от Нижегородского: они в выговоре употребляют вместо ч – ц и наоборот; вместо ы – и и наоборот, например: вместо дочь говорят доц, вместо печь – пец, вместо царь – чарь и прочее.
В Глушёнках с давних времён была устроена поместительная часовня, в которой Сыченским причтом отправлялись разные молебствия, особенно во время крестных ходов из приходского храм в Глушёнки. Сюда же – в часовню сходились накануне праздников и в самые праздники Глушёнские старики и старухи и старые девы – грамотницы на богомолье: читали акафисты Спасителю и Божией Матери и пели разные церковные песнопения и ирмосы. Эта часовня находилась в Глушёнках в недалёком расстоянии от церкви.
Отличаясь глубокою религиозностью и усердием к церкви Божией, Глушёнцы вскоре по освобождении своём от крепостной зависимости решили от благодарного сердца соорудить у себя в деревне храм. Это решение особенно деятельно поддерживал Глушёнский крестьянин Андрей Михайлович Тараканов, избранный обществом в строителя храма, а впоследствии и первый церковный староста построенной церкви.
26 июня 1866 года Преосвященный Нектарий благословил и разрешил Глушёнскому обществу устроить у себя церковь. Не располагая при своей малочисленности (350 душ мужского пола) и сравнительной бедности на столько средствами, чтобы построить новую церковь, Глушёнцы решили приобрести готовую старую церковь в селе Новом Ахматове. Ново-Ахматовцы охотно уступили Глушёнцам свою старую церковь, так как в ней с 1864 года – с освящения новой церкви – редко когда совершалось богослужение, а по ветхости она требовала поддержки и капитальной ремонтировки.
В течение полутора года Глушёнцы усердно трудились по перевозке, постановке и убранству приобретённой церкви, так что к началу 1868 года она была совершенно готова к освящению, которое и совершено к духовной радости Глушёнцев, с благочинным, села Ушакова священником Александром Невским, во имя Архистратига Божия Михаила. Церковь устроена деревянная, на каменном фундаменте, крыши покрыты железом и окрашены медянкою, внешние стены обиты тёсом и окрашены красною краской, а карнизы – белилами. Но и после освящения храма Глушёнцы не переставали благоукрашать и благоустроять свою церковь. В период времени от 1873 по 1885 год, при старосте церковном Филиппе Фёдорове и главным образом благодаря его старанию стены храма внутри обиты холстом и окрашены в алтаре и настоящей зелёной охрой, а в трапезе жёлтой; прежний иконостас, приобретённый вместе с церковию в Новом Ахматове, сменен новым, приобретённым в селе Арати, с рубчатыми колоннами и мелкой резьбой, с резными царскими вратами; он в 1884-85 гг. вызолочен на полименте червонным золотом по красному фону, а старый иконостас поставлен в часовне; сделаны фольговая ризы на иконы; куплен трисвечник за престол, два больших подсвечника к местным иконам и несколько малых лампад, напрестольный крест, плащаница – расшитая золотом по малиновому бархату; обогащена служебная ризница и приобретён колокол в 50 пудов.
По штату при Глушёнской церкви положено быть священнику и псаломщику, но до июля 1869 года – пока производилась нарезка земли для причта и строились общественные дома для членов его – Глушёнская церковь считалась приписной к Сыченской, и Глушёнским приходом продолжал управлять Сыченский причт. 22 июля 1869 года был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Глушёнок диакон Арзамасской Владимирской церкви В. А. Салганский, а в псаломщики определён тогда же Арсений Глебский. С этого времени Глушёнки стали самостоятельным приходом. В период действий правительственных мер по сокращению приходов Глушёнский приход по своей малосоставности был причислен к селу Итманову с удержанием, впрочем, собственного причта; с прекращением же этих мер, по решению Святого Синода, с 1885 года Глушёнский приход числится самостоятельным при составе причта из священника и псаломщика.
Причт содержится от 30-ти десятинной усадебной и сенокосной земли и жалованья от прихожан, вместо сборов натурою и денежной платы за требы, в размере 235 рублей.
Глушёнцы к церкви и вообще к делам благочестия усердны; раскольников между ними нет, нет и наклонности к расколу. Многие из прихожан встают на клирос в праздничные и воскресные дни и поют стройно; храм наполняется богомольцами до тесноты. Благотворительность развита в приходе до желанной степени: более состоятельные помогают своим ближним и бедным всегда и ни в чём не отказывают, помогают и хлебом и деньгами. Суеверий и предрассудков в народе не заметно, не слышно и омерзительного сквернословия, благодаря отсутствию в селе Глушёнках питейного заведения, - его как прежде не было, так и нет. Но нет в Глушёнках и школы и Глушёнцы отдают своих детей на обучение в село Итманово, а некоторые обучаются дома у своих родственников – грамотных.
По освобождении из крепостной зависимости Глушёнцы до 1878 года были временно-обязанными г. Маркову, а с 1878 года числятся крестьянами собственниками, но так как надел земли очень не велик: 1 ½ десятины на душу во всех полях, то средства к жизни от земли – не достаточны для содержания, что вынуждает Глушёнцев искать заработков на стороне: они обыкновенно уходят на заработки в низовые губернии – Оренбургскую и Самарскую для пастбища гуртов. Но и при этом стороннем восполнении средств – бытовая жизнь Глушёнцев не из завидных. Более состоятельно живут те из них, которые имеют мельницы–ветрянки и маслобойные заводы, которых в селе девять. На этих заводах работают с осени – по уборке хлеба и до весны и отправляют масло (преимущественно конопляное) на сельские базары в Гагино, Арать и др.
В приходе Глушёнском, кроме установленных Церковию крестных ходов, существует местный в день Вознесения Господня для освящения полей; бывают и чрезвычайные ходы по особым случаям, например во время засухи, во время падежа скота и подобных несчастных случаях.
В Глушёнской церкви особо чтимых икон нет, нет и замечательных древностию ни икон, ни сосудов, ни риз и прочее.
В 1876 году Глшёнскую церковь и приход удостоил своим посещением Высокопреосвященный Иоаникий и выразил своё архипастырское благоволениеГлушёнцам за их преданность Православной вере и Церкви.
За 20 лет существования Глушёнского прихода им управляет уже четвёртый священник: о. Салганского заместил Ал. Золотов, о. Золотова – И. Недешев, о. Недешева с 8 февраля 1886 года о. Владимир Кенарский – составитель церковно-приходской летописи села Глушёнок.
Аполлон Можаровский.
(Из Нижегородских епархиальных ведомостей 1891 №4)
Комментариев 0