Цикл музейных занятий «Твоя большая Малая Родина»

«Любовь к Отечеству не возникает на безымянном месте.  Её истоки для каждого – малая родина ».

Приход Субботинский образовался со времени построения в Субботине церкви в конце ХVII века, именно в 1676 году, и состоял прежде из самого села Субботина и двух деревень – Мансуровки Большой и Малой, или Старой и Новой, так как Малая или Новая Мансуровка выделилась из Старой Мансуровки в самостоятельное общество всего только в 1847 году; но обе эти деревни и та и другая по неудобству сообщения с Субботинской приходской церковью во время разлива реки Ежати и Пекшати отошли от Субботинского прихода села Ляпни, а Новая в 1877 году к приходу села Панова-Осанова, так что теперь Субботинский приход состоит исключительно из одного села в 200 жилых домов с населением до 1,100 душ обоего пола.

Субботино отстоит от Нижнего-Новгорода в 150 верстах и от Сергача – в 50, расположено оно по склону незначительной горы к реке Ежати. Местность вокруг Субботина безлесная, почва земли по одну сторону реки чернозёмная, а по другую суглинистая.

Храм в селе Субботине стоит внутри села на ровном месте, в расстоянии от жилых зданий во все стороны приблизительно на 30 сажень. Храм этот в Субботине тот самый, который построен был в год образования Субботинского прихода, т.е. 1676 года, и только в 1853 году по причине обветшалости, с благословения Преосвященнейшего Иеремии, перестроен, но так, что фасад и план его остались прежние, оставлены даже не тронутыми несколько рядов стенных брёвен; перестроен собственно верх храма от нижнего ряда окон, затем под пол подведены новые подкладины и перестланы заново сами полы. 

По благословению того же Преосвященного Иеремии переустроенный храм был вновь освящён 20 марта 1854 года в прежнее наименование в честь явления Казанской иконы Богоматери. Колокольня же построена вся из нового леса в том же 1853 году и соединена с церковью папертью. В 1879 году усердием прихожан устроен новый о двух ярусах иконостас, окрашенный кармином, а резьба и колонки на нём покрыты золотом. Храм однопрестольный, деревянный, обнесённый такой же оградой.

Из святынь Субботинского храма и древностей замечательны: 

  1. Крест напрестольный сребропозлащённый (большой) с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Милостивого, Ефрема Сирина, Фёдора Тирона, Андрея Критского, Антипы, Георгия, Александра Невского, Александра Свирского и Гурия и Варсонофия Казанских;
  2. Такой же крест (малый) , унизанный по краям жемчугом; в нём частицы мощей преподобных Феофана, Пимена многострадального, Никона игумена, Агапита врача, Сергия послушника, Захария постника, Моисея Угрина, Николы Стятоши и преподобного Еразма;
  3. Икона Николая Чудотворца в серебряной ризе, на которой вычеканены слова: «изображение образа святого Николая Чудотворца что есть в великом Новь-граде на Ерославле дворище. Писан сей образ 1731 году. « Писал сей образ Новгородец посацкой человек Спиридон Кроксов»;
  4. Икона Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе с следующими вычеканенными на ней словами: «истинное изображение образа сея Пресвятыя Богородицы Знамения против чудотворныя иконы, что есть великом Нове-граде на торговой стороне на Ильине улицы. Писан 1732году  совершися Марта 20 дня. Писал сей образ Спиридон Кроксов»;
  5. Триодион (постная), напечатанная «повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего, Царя и великого Князя Фёдора Александровича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, благословением в духовном чину отца его и богомольца великого господина святейшего Кир Иоакима Патриарха Московского и всея России 1678 года от Рождества Христова»;
  6. Евангелие напрестольное, напечатанное в царствование Благочестивейшего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, при святейшем Патриархе Московском и всея России Адриане в 1697 году;
  7. Апостол, Триод цветная, месячные минеи и другие богослужебные книги выхода царствования Царя и Великого Князя Петра Алексеевича в Патриаршее местоблюстительство 1704 – 1707годов. 

Состав Субботинского притча в разное время был не одинаков по числу членов. Так, на сколько известно по церковным документам, до 1815 года притч состоял из священника и двоих причётников, а с этого года и по 1855 был ещё и диакон, а далее до 1885 года притч по прежнему оставался из трёх членов; в 1885 году – с введением новых причтовых при церквах штатов – остались в Субботине священник и псаломщик.

Содержится притч от нарезной земли, денежных доходов за требоисправления и хлебных сборов по приходу.

Субботинские прихожане хотя и все православные, но не все одинаково усердны к церкви, её богослужению и уставам, так что и важнейший христианский долг исповеди и святого Причастия многие не исполняют ежегодно, но в то же время многие из субботинских прихожан понедельничают и даже не едят мяса.

В 1885 году четверо прихожан открыто отпали в молоканство. Дело было так: два родных брата из субботинских крестьян неграмотные Кузьма и Михаил Ивановы Зимины-Крайновы во время отлучки на сторону жили в Оренбургской губернии у молоканина в работниках и наслушались там молоканских заблуждений. Возвратившись домой в Субботино, они склонили в молоканскую секту своих родных братьев отставных солдат (двоих), едва умеющих читать. С 1886 года эти четыре брата молоканина стали учащённо ходить в село Ветошкино к последователям сродной молоканству Пашковской ереси, а с 1 Марта 1886 года и совсем перебрались в Ветошкино, где и живут при доме Пашкова.

Субботинцы главным образом занимаются земледелием. Кроме своего надела более состоятельные из них арендуют земли у соседних помещиков; те же из крестьян, которые не в силах арендовать помещичьи земли, в подспорье своему хозяйству каждоугодно уходят на заработки на сторону, преимущественно на Волгу и Каму на сплавы, и оттуда расходятся в разные губернии и уезды на подходящие работы.

Некоторые из субботинских крестьян имеют ветряные мельницы, а некоторые занимаются пчеловодством: есть пчельники до 200 ульев. Общее экономическое состояние крестьян удовлетворительное.

                     Аполлон Можаровский.

(Нижегородские епархиальные ведомости №9 1893 год) 

Похожие новости

Добавить комментарий

Сотрудникам музея будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0