Есть вопрос? Напишите нам

Цикл музейных занятий «Твоя большая Малая Родина».

 «Любовь к Отечеству не возникает на безымянном месте.   Её истоки для каждого – малая родина ». 

Село Муратовка отстоит от губернского города Нижнего Новгорода на 165 вёрст, от уездного – Сергача на 30 и на 12 вёрст от почтовой станции Гагинской. Расположено село по восточному и западному косогорам глубокого оврага, по дну которого течёт ручей, замкнутый на юг выше села в пруд, довольно значительных размеров.

По форме построения Муратовка своими «порядками» представляет две параллельные линии: одна линия (порядок построек) тянется с севера на юг по восточному косогору, а другая в том же направлении по западному на полувёрстном расстоянии  в поперечнике, образуемом оврагом. Овраг этот, хотя и изобилует водой, но она к употреблению не годна, потому что в ней моется бельё, мочится конопель; для домашнего же употребления Муратовцы берут воду исключительно из колодцев.

Местность вокруг села гористая и лесистая. Из лесов, находящихся на расстоянии 2 – 4 вёрст от села в западном и южном направлении, замечательны – на запад Пашкова и Болтина, а на юге князя Урусова.

В Муратовке 120 дворов крестьян с населением - 452 мужского пола и 479 женского пола, которое делится на три общества. Общества эти носят названия  по фамилиям трёх господ помещиков, которые владели Муратовскими крестьянами перед   освободительной реформой: общество Болтина, общество Баскакова и общество князя Урусова. Общество Болтина занимает порядок по восточному косогору, а общества Баскакова и Урусова по западному, именно: к северу Баскаковцы, а к югу Урусовцы.

Из прежних господ-помещиков Муратовских, а ныне землевладельцев – в Муратовке проживает только семейство Болтина, усадьба которого расположена в юго-западном углу от Урусовцев и пруда.

Граничит Муратовка с востока селом Уткой, с запада деревней Сурки Полянского прихода, с юга – селом Тархановым и с севера селом Абаимовым.

Население Муратовки русское; но местное предание говорит, что тут в давние времена среди непроходимых лесов жили Мордва; (вещественным доказательством справедливости предания служат выпаханный «мордовский топор и кремневый молоток»). За тем, куда девалась жившая тут мордва, - неизвестно; известно только (по преданию) то, что, когда помещики стали населять своими крестьянами означенное место, - мордвы здесь уже не было. Из этих поселенцев, собранных помещиками из разных русских областей, и составился посёлок Муратовка. Но когда это было, и почему посёлку усвоено название Муратовки?

Муратовка – от татарского собственного имени Мурат; владельцы Муратовки по происхождению татары: Баскаковы от баскак – чиновник при Ордынских ханах, Урусовы от урус – слово, которым татары называют своих соплеменников, принявших русскую веру. Болтины от болта – топор, т.е. Топорины, Топорковы. На основании этих соображений возникновение Муратовки как посёлка можно относить ко второй половине ХV века, ко времени расцвета Казанского царства, христианским же этот посёлок стал не ранее второй половины ХVI века уже с падением Казанского царства.

С появлением Русских на этих жалованных пустошах – прежнее население мордва, избегая стеснения от русских, легко могли оставить не особенно крепко насиженные места и удалиться поближе к своим сородичам. Тогда земледелец ещё не принадлежал всецело землевладельцу, что узаконено было только уже при Петре I, к устранению финансовых затруднений и напряжений Государства в великую Северную войну, и мог свободно переходить с одного места на другое; не действовал тогда ещё и Юрьев день.

До 1886 года Муратовка была деревней, приходской к селу Утка.

В 1883 году на один из сельских сходов явился Муратовский крестьянин Михаил Егорович Щербаков и предложил «миру» о своём давнишнем желании выстроить в деревне Муратовка церковь на свои средства. Муратовцы были весьма обрадованы этим предложением и, зная, что М.Е.Щербаков человек в их среде состоятельный – имеет собственную землю и наличный капитал. Дали ему приговор на предпринимаемое богоугодное дело и просили его принять на себя и все хлопоты по устроению церкви, обещая со своей стороны помогать ему посильно, чем могут. Но не пришлось Муратовцам помогать своему строителю ничем, кроме подвоза строительного материала, наём мастеров и рабочих, кормление последних и всевозможные хлопоты и заботы выполнил   исключительно сам М.Е.Щербаков.

Постройка церкви, благодаря наличному капиталу и старанию строителя, шла успешно, так что в 1886году 16 ноября освящён был придел во имя ангела строителя Архистратига небесных сил Михаила.

В осень 1887 года последовало освящение и главного престола в настоящей в честь Святой Троицы. Утварью и всеми богослужебными принадлежностями церковь Муратовская снабжена строителем вполне достаточно.

   С устройством и освящением в Муратовке церкви – муратовцы порешили образовать у себя самостоятельный приход, для чего в обеспечение будущего притча нарезали из своих угодий земли: пахотной 30 десятин, луговой 3 десятины и 1 десятину усадебной, при чем приговором постановили: если притч в способах своего содержания пожелает владеть землёй, то пусть владеет ею и сохраняет право на узаконенную плату за требоисправления; если же владеть землёй не пожелает, то пусть получает с прихожан жалованье в год 520 рублей и кроме того отсыпного хлеба по 100 мер ржи и 100 мер овса, не требуя никакой платы за требоисправления; для жительства членов притча постановлено было устроить на церковно-приходские средства общественные дома – для священника в три комнаты, а для остальных – в две комнаты. Земля для притча пахотная отведена в двух местах: 27 десятин в одной версте от села, а остальная в 4-х верстах. Первая черноземная до 3-х четвертей и более, а вторая по качеству средняя и неудобная по причине ежегодного размытия её ручьями.

17 сентября 1886 года Преосвященнейшим Модестом был определён в Муратовку первый священник о. Николай Воскресенский и псаломщик Фёдор Сарминский. Священник Воскресенский одновременно с сим утверждён Преосвященным Модестом и законоучителем в Муратовской земской школе. Новоопределённый притч пожелал в способах своего содержания поступить на жалованье от прихожан в указанном размере 520 рублей и по 100 мер отсыпного хлеба ржи и овса, оставив землю в пользование прихожан.

Население Муратовки по родопроисхождению всё русское и по исповеданию веры Православное. С устройством в Муратовке храма – церковные богослужения стали посещаться Муратовцами довольно исправно, при чём только старший в семье при входе в церковь берёт у ящика свечу и ставит её к образам, а в обход по церкви старосты с тарелкой кладёт копейки и на тарелку; остальные же члены семьи приходят в церковь с пустыми руками и только женщины – в удовлетворение своего религиозного чувства, не располагая деньгами, как и остальные члены семьи, приносят в церковь от трудов своих куски холстов и яйца, которые церковный староста выменивает потом на деньги. Женщины, сверх того, на чтимые иконы Божией Матери и Николая Чудотворца жертвуют «приклады» из полотенец и платков. Эти приклады вешаются обыкновенно поверх венчиков. Кроме присутствия за праздничными богослужениями в церкви, Муратовцы, особенно женщины, часто служат нарочитые молебны, преимущественно Скорбящей и Иверской Божией Матери и панихиды по умершим родным, сверх поминальных дней по новопреставленным и общих в родительские субботы.   

Не чужды Муратовцам и обеты, которые даются ими или по случаю болезни кого либо из семьи, или по каким либо семейным несчастьям. Обеты, накладываемые ими на себя, различные, более же обыкновенные – хождение по святым местам и посильное приношение на церковь. На богомолье чаще всего ходят в Саров и Дивеево, при  чём от святых мест стараются взять что-нибудь, например, камушки, песочек, кусочек дерева и т.п. 

(Из Нижегородских епархиальных ведомостей № 22 1896 год)

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Сотрудникам музея будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0