Цикл музейных занятий «Твоя большая Малая Родина»
«Любовь к Отечеству не возникает на безымянном месте. Её истоки для каждого – малая родина»
Местность, где сейчас расположено село Утка, была когда-то покрыта непроходимым лесом. На рубеже 17 – 18 веков эти лесные угодья были пожалованы господам Урусовым. На одной из лесных полян и была основана весь, получившая название Утка. Она берёт свое название по заселявшим в огромном количестве, многочисленные лесные болотца утками, каждый год прилетавшие сюда для вывода молодняка.
Согласно летописи, первые упоминания о селе относятся к 1668 году.
Согласно Клировым ведомостям, в 1760 году поместье переходит нижегородским дворянам Приклонским. В 1787 году в семье помещика Михаила Александровича Приклонского родился сын Александр Михайлович, который в 1807 году из сенатских регистраторов поступил на службу подпрапорщиком в лейб-гвардейский Преображенский полк. Был участником Отечественной войны 1812 года. В 30-х годах 19 столетия поселился в поместье на Утке.
По данным газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» за 1893 год (№ 9 от 1 мая), строительство сельского храма начато в 1824 году помещицей Е. В. Приклонской. В 30-х годах 19 столетия Александр Михайлович поселился в поместье на Утке и продолжил строительство храма.
К 1848 году был построен основной кубический объём храма с главным приделом Владимирской иконы Богоматери, южным приделом Михаила Архангела и северным приделом Николая Чудотворца (последние два не были освящены). В 1865-1867 годах усилиями нового настоятеля храма Павла Серебровского были построены трапезная с приделом святого Александра Невского и колокольня, в 1864 году был освящён южный придел Михаила Архангела, в 1866 году – северный придел Николая Чудотворца.
Церковь во имя Владимирской Божией Матери
При храме действовала церковно-приходская школа. В ней обучалось 33 мальчика и 18 девочек.
К концу 19 века на Утке насчитывалось 1166 жителей (из них 662 мужчины), 196 домов. Располагались в 2 порядка «Гора» и «Подгора». И поныне село разделяют на «Гору» и «Подгору». Жизнь и быт крестьян мало чем отличался от жителей окрестных сёл. Во всём главенствовал поп (Священник) и кулак – староста. Иногда заезжал нахолённый урядник, чтобы за неоплаченные подати увести со двора крестьянина-бедняка последнюю корову. Печи топились по-чёрному, избёнки покрыты соломой. Одежда состояла из кафтана и лаптей, некоторые побогаче в знак отличия одевали дублёнки-полушубки. На каждом была самотканина-холстина. Население было сплошь неграмотным. В трёхклассной церковно-приходской школе много получить было невозможно. Не каждый крестьянин мог послать своего ребёнка хотя бы в эту школу. Однажды святой отец Лев за непослушание на уроке железной клюкой проломил голову Яше Голубеву.
Перед революцией 1917 года в селе проживало 1527 человек.
Крестьяне были исключительно мастеровыми людьми. Имелись в селе столяры, плотники, сапожники портные. Но главным занятием было хлебопашество. Из малоземельных хозяйств зимой мужчины уходили на заработки в Лысково, Работки, Нижний Новгород.
В начале 20 века в селе было три мельницы, дранка, две торговые лавки, кузница, кожевенная мастерская, где выделывались шкуры. Имелись два огромных сада, где содержалось более 200 семей пчёл, семь прудов.
Революция пришла на Гагинскую землю в феврале 1918 года.
Первый колхоз был организован на Утке в 1931 году - был назван «Кооператор». Впоследствии его присоединили к колхозу «Тархановский».
В 30-х годах 20 века в селе построили деревянную школу, где обучалось 140-160 детей.
За годы Великой Отечественной войны на фронт из села было призвано185 человек, в том числе 9 женщин, из них 73 не вернулись с полей сражений, отдав свои жизни за честь и независимость нашей Родины.
До 90-х годов в селе были клуб, школа, библиотека, магазин.
Спасибо за внимание! До новых встреч.
Памятник погибшим воинам в с.Утка
Комментариев 0