История Нового года в России

Празднование Нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. История Нового года в России имеет давние корни.  Прежде всего, все изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Не всегда празднование Нового года начиналось с 1 января. В связи с изменением религии (принятием христианства), изменением календаря (принятие римского календаря) и других событий Новый год периодически сдвигался на другие даты. 

Наши предки изначально отмечали его 1 марта. И это абсолютно логичное событие, ведь 1 марта это день начала весны. Оживает природа, солнце начинает греть теплее, день удлиняется, можно приступать к полевым работам. Следовательно, начинается новый цикл жизни, а с ним и Новый год.

В 1492 году Иван III издает указ, согласно которому празднование переносится на 1 сентября. Этот указ был обусловлен тем, что на Руси уже давно было принято христианство и юлианский календарь. Этот календарь использовался и другими странами Европы, которые давно уже отмечали праздник 1 сентября. Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями.

29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 г. "от сотворения мира" таким образом, стал 1699 г.) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства.



Указом от 30 декабря 1699 г. Петр I повелел украшать главные улицы Москвы, а также дома знати хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы - поставить "по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей". 

Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, по указу царя был организован фейерверк, пушечные и ружейные салюты. Праздник Нового года продолжался семь дней. Тогда же возникла традиция устраивать маскарады и народные гуляния. 

Второй и уже окончательный приход ёлки в Россию состоялся почти через 100 лет, в начале XIX века. Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. В 1828 году, будучи уже императрицей, Александра организовала елку для своих детей и племянников. Но до сороковых годов XIX века рождественская елка оставалась дворцовой традицией, и в дворянский быт вошла не сразу.


Впоследствии этот обычай прижился, стали устраивать и публичные елки. Павильон  Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок. Ведь поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.


Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

24 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря (декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января). Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 г. предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря (по юлианскому календарю), а 7 января. 14 января появился новый неофициальный праздник, получивший название "старый Новый год".

В начале советской власти традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совнаркома празднование Нового года и Рождества было запрещено. 28 декабря 1935 г. в "Правде" была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!". В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки».


Вифлеемская же звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1936 год от Рождества Христова. 

Традиция новогодних поздравлений во время войны, начатая в 1941-м, поддерживалась и в остальные военные годы. Новый год праздновали и на фронте и в тылу.



23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днем».

А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая сверкает и радует нас каждый Новый год до сегодняшнего дня.


Такова история Нового года в России, праздника, который является у большинства людей олицетворением зимы, домашнего уюта и чего-то волшебного.

Добавить комментарий

Сотрудникам музея будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0