Сталинградская битва
Сталинградская битва — одно из крупнейших стратегических сражений во время Великой Отечественной войны. Двести дней и ночей с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточённая битва и закончилась полной победой советских войск. Победа в Сталинградской битве стала переломом в ходе Великой Отечественной войны. Советский Союз после этой победы начал освобождение своей территории от немецких захватчиков. Германия после поражения на Волге потеряла стратегическую инициативу.
Битва за Сталинград показала, насколько русский народ сплочен и наполнен духом героизма, когда армия, не считаясь с человеческими и материальными ресурсами, самоотверженно защищала свои рубежи.
В Сталинградской битве участвовали многие уроженцы Гагинской земли. О некоторых из них сегодня наш рассказ.
Вместе с другими воинами он конвоировал немецкого фельдмаршала Паулюса после его выхода из бетонного подвала универмага.
Уроженец с. Ново-Еделево Иван Иванович Ершов в годы ВОВ воевал на Воронежском, Сталинградском и Украинском фронтах. Был снайпером. На его личном счету 87 убитых гитлеровцев. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, Иван Иванович награждён орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалью за «Оборону Сталинграда». Он участник парада победы 24 июня 1945 года.
Но самым ярким воспоминанием из военных лет остаются воспоминания нашего земляка, уроженца д.Шумово Козлова Николая Константиновича, который сам был участником тех страшных событий, о которых далее пойдет рассказ.
Сегодня всему миру известен подвиг бойцов, оборонявших дом специалистов, или как его назвали в послевоенной истории Дом лейтенанта Павлова. Немцы называли дом крепостью русских в центре Сталинграда. Почти два месяца, а точнее 58 дней они безуспешно пытались его взять.
В доме, занятом сержантом Павловым и его бойцами жили родители Дуси Селезневой. Сама же она жила в двух кварталах от них. На второй день усиленной бомбардировке с воздуха, а именно 24 августа дом Дуси был разрушен. Под руинами, в подвале она родила девочку. Творящийся вокруг ужас приводил ее в оцепенение, но она знала и понимала, чтобы спасти ребенка необходимо пробраться к дому родителей. Отсиживаясь днем под руинами и в подвалах домов, она преодолевала такой короткий путь по ночам, перебежками, а где и ползком.
Вот настала и 4 ночь. Вокруг только смерть и смрад от горящей нефти и техники и убитых людских тел. Страх велик, до желаемой цели всего лишь метров 80, но нет сил, даже ползти, да и ребенок почти уже не подает признаков жизни. Все кончено, конец всему! И вдруг в этом аду послышались какие-то звуки, как будто сверху, с небес. По мере нарастания звуков, стрельба затихала. И вот стало отчетливо понятно, что из дома напротив, звучит музыка. Это играл патефон. Звуки музыки заколдовывали, завораживали и возносились к небу. И русскому, и немецкому солдату музыка был понятна без слов.
Козлов Николай Константинович рассказывал, что на 2-м этаже дома бойцы нашли патефон с одной единственной пластинкой. Это был вальс немецкого композитора Иогана Штрауса. Пока лились звуки музыки, молчали пушки. Собрав последние силенки, крепко держа ребенка, Евдокия устремилась к цели. Она чудом осталась жива, но оказалось, что это только начало чудес. Воды и еды было крайне мало, ей и младенцу пришлось сразу бороться за жизнь. Вскоре девочка заболела, и день ото дня угасала на глазах, выплакавшей казалось, все слезы матери. В подвале дома ютившиеся женщины говорили: «Дитя новорожденное долго не протянет».
Когда к бойцам пришло подкрепление из 25 человек один из пришедших воинов, старший сержант Илья Воронов, вместе с другими начал пробивать стены между секциями дома, чтобы обеспечить маневрирование огневыми средствами во время боя, не выходя из обстреливаемых подъездов, и наткнулся на сундук. В нем оказались продукты, а сверху лежала небольшая иконка, металлическая, литая в форме медальона. Продукты (вермишель, крупы, подсолнечное масло) он поделил между бойцами и жильцами подвала, а иконку понес Евдокии для ребенка. Но увидев в дальнем углу подвала обнаженную женщину, опешил. Мать девочки собралась рвать на пеленки последнее свое платье, а угасающее тельце малютки лежало рядом с ней в бумажном кульке из старых газет. Поняв, что ей нечем пеленать ребенка он тут же нашел выход из положения, собрав с бойцов чистые портянки. Ребенка перепеленали, повесив иконку девочке на грудь, и всем миром решили назвать ее Зиной в честь матери Ильи Воронова. Мать с младенцем пробыла в Доме Павлова до 26 октября, пока наши бойцы не вырыли глубокую траншею к Волге. Тогда их провели ночью к берегу и переправили на другую сторону Волги. Сражение за дом длилось до 24 ноября 1942 года. Долгое время после войны никто, кроме защитников Дома Павлова не вспоминал эту историю и не знал о рождении среди огненного ада малышки. Если сейчас Зина жива, то она ровесница Сталинградской битвы говорил, заканчивая свой рассказ, Николай Константинович Козлов.
Козлов Николай КонстантиновичВ Сталинградских сражениях участвовало около 200 земляков-гагинцев! Смертью храбрых пали в ожесточённых боях 84 земляка. Все они захоронены в Волгоградской области. Чтим и помним мы сегодня всех наших земляков, участников Сталинградской битвы!
Комментариев 0