Есть вопрос? Напишите нам

Князь Пожарский – человек высокой веры, чести и долга.

Прослеживая весь жизненный путь князя Д.М.Пожарского по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.
 
Родился Д.М. Пожарский 1 ноября 1578 года, в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. В семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. В девять лет Дмитрий уже умел и читать, и писать. 

После смерти Михаила Федоровича(1587 г.) семья Пожарских переезжает в Москву. В 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. 

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. 

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.
 

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 годах) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.
 Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела .

Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце».

Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765—1766 сломана «за ветхостью. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт.

 

 

 

 

Пурех Нижегородской области – вотчина князя Д.М. Пожарского.

Село Пурех вотчина князя Дмитрия Пожарского. На месте нынешнего Пуреха в ХII – ХIII веках было селище – укреплённый сторожевой пункт. А возник он в связи с развитием г.Городца – самого древнего поселения в Нижегородском Поволжье. Доподлинно известно, что в ХIV веке волость, на территории которой находится нынешнее село Пурех, называлась Пурецкой. История села неразрывно связана с именем его основателя – князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В награду  за победу над поляками  Пожарский получил от Василия Шуйского обширные земли от Холуя (ныне Ивановская область) до Балахны, а в 1620 – 1621 годах князь получает от царя Михаила Романова грамоту на владение вотчинами. 

На слиянии трёх рек, в местечке под названием Петряевская пустынь в 1622 – 1625 годах на свои личные средства Дмитрий Михайлович начал строительство Макарьевского мужского монастыря. Монастырь строился для бывших воинов народного ополчения, получивших тяжёлые увечья и не способных самостоятельно добыть себе пропитание.  В монастыре было 2 церкви: в честь Преображения Христова и в честь Успения Богородицы. В процессе строительства храмов возле монастыря стали селиться мастера каменщики, плотники, кузнецы, иконописцы, создавшие ремесленную слободку. Так около Макарьевского монастыря возникло поселение, получившее название Макарьевская полуслободка. Позднее, к середине 18 века слободка выросла в самостоятельное селение, называвшееся тогда Макарием-Пурехом, а затем просто Пурехом. 

В Спасо-Преображенской церкви находились дорогие вклады князя Пожарского. Главная реликвия – знамя нижегородского ополчения 1612 года. Само знамя сейчас хранится в Оружейной палате в Москве. Вторая по значимости реликвия собора – знаменитый Животворящий Крест Господень, привезённый Пожарским из Соловецкого монастыря, слава о котором шла по всем окрестным губерниям. Крест, обладающий целительными свойствами, был высотой более двух метров, барельеф вырезан из гранатового дерева. В 1937 году крест был вывезен в Нижний Новгород, где в Высоковской церкви и находится и по сей день. Следующая реликвия – Икона Владимирской Божией Матери, обложенная жемчужной ризой и дорогими каменьями. Икона находилась вместе с князем во время похода нижегородского ополчения.

                                                       Спасо-Преображенская церковь 1912 год
В ХIХ веке в селе Пурех проживало 547 жителей: земледельцы, торговцы и ремесленники. Пуреховчане на всю Россию славились как мастера ложкарного дела. В середине ХIХ века из Валдая был вывезен медеплавильный промысел – литьё колокольчиков, которым пуреховчане так хорошо овладели, что скоро затмили валдайских мастеров.

ХХ век принёс много нового и в жизнь и в облик Пуреха. Важнейшим историческим событием для пуреховчан было открытие в 1998 году памятника основателю села князю Д.М.Пожарскому на центральной площади. А в 2005 году был открыт краеведческий музей им. Д.М.Пожарского. Экспозиции музея освещают события отечественной истории первой половины ХVII века, в частности народное ополчение 1612 года. Здесь представлены реконструкционные предметы вооружения и доспехов, подписи и печать князя Пожарского, старинные книги, образцы костюмов ХVII века. 

                                                         Памятник Д. М. Пожарскому в с. Пурех

Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда вошло в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками.

Добавить комментарий

Сотрудникам музея будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0